Апелляционные суды могут ужесточать приговоры нижестоящих инстанций только по представлениям прокуратуры или потерпевших, при этом они должны мотивировать принятые ими решения — например, о наличии в деяниях вредных последствий. Об этом говорится в определении Верховного суда РФ.
В 2019 году Промышленный суд Смоленска приговорил местного жителя Павла Лошкарева к 4,5 года колонии условно с испытательным сроком в 5 лет по статье о покушении на сбыт наркотиков. В январе 2020-го Смоленский облсуд ужесточил приговор до 4 лет лишения свободы в колонии общего режима. Одновременно из приговора было исключено указание о применении положений ст. 73 УК РФ (условное осуждение). Кассация подтвердила это решение.
Защита Лошкарева обжаловала приговор в ВС, заявив, что апелляция никак не мотивировала принятое ею решение, а также не дала оценку характеризующим Лошкарева материалам. ВС согласился с неправомерностью таких действий.
«Суд апелляционной инстанции может принять решение, ухудшающее положение осужденного по отношению к приговору суда первой инстанции, не иначе как по представлению прокурора и (или) жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей. При этом суд не вправе выходить за пределы доводов жалобы или представления», — указала коллегия ВС.
В соответствии с Уголовным кодексом суд обязан указать в апелляционном определении основания полной или частичной отмены приговора, а также мотивы данного решения.
В данном деле суд мотивировал свой вывод тем, что нижестоящая инстанция не в полной мере учла характер и степень общественной опасности преступления, совершенного Лошкаревым, а также его обстоятельства.
По мнению суда, о повышенной опасности совершенного осужденным преступления свидетельствуют совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, количество сделанных закладок, а также отсутствие каких-либо психических расстройств. Однако эти обстоятельства предусмотрены диспозицией ст. 228.1 и являются квалифицирующими признаками, отмечается в решении.
ВС напомнил, что решающее значение для применения условного осуждения имеет вывод о том, что осужденный не представляет общественной опасности и может исправиться без реального лишения свободы. Одним из оснований для этого может также являться отсутствие вредных последствий.
«Таким образом, суд апелляционной инстанции в нарушение требований ст. 389-28 УПК РФ, исключив указание на применение в отношении Лошкарева положений ст. 73 УК РФ и усилив тем самым осужденному наказание, не привел мотивы в обоснование своих выводов», — подчеркнул ВС.
ВС пришел к выводу о необходимости отмены приговора и освободил мужчину из-под стражи в зале суде. Дело направлено на новое рассмотрение.
По материалам электронного периодического издания LEGAL.REPORT