На официальном сайте Федеральной нотариальной палаты размещены примеры из практики и разъяснения о защите своих брендов от плагиата.
По сообщению ФНП всего по состоянию на 1 мая в России зарегистрировано более 770 тысяч товарных знаков. Это средства индивидуализации, и они являются такой же интеллектуальной собственностью, как произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, изобретения, технологии производств и так далее. В ходе экспертизы отсеиваются варианты, дублирующие или сильно напоминающие уже зарегистрированные бренды. Однако не всегда случайные совпадения или попытки «выехать» на чужой славе пресекаются при регистрации, ведь ее может просто не быть. Особо находчивые игроки рынка копируют чужие товарные знаки или слегка их видоизменяют — и используют в своих целях без всяких формальностей.
Даже если нарушителя ловят за руку, не факт, что он раскается и добровольно перестанет посягать на чужую интеллектуальную собственность. Зачастую реальному владельцу товарного знака приходится защищать свои права в суде. И успех мероприятия во многом зависит от того, как собраны и оформлены доказательства.
В настоящее время зарегистрировать товарный знак, а значит — претендовать на его охрану, может только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Однако в Госдуме рассматривается законопроект, предоставляющий такую возможность всем гражданам, в том числе самозанятым, исполнителям по гражданско-правовым договорам, адвокатам, патентным поверенным и даже нотариусам.