Последний день срока исполнения обязательства или срока исковой давности

Дорогие друзья, Уважаемые читатели нашего сайта!!!

21 апреля 2020 года Президиум Верховного Суда Россйиской Федерации утвердил  Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1.

В Обзоре есть ряд разъяснений, посвященных обязательственному праву, как для граждан, так и для лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность.

Сегодня мы остановимся на них  и коротко их  прокомментируем.

Вопрос:
Каковы правовые последствия того, что последний день срока исполнения обязательства или срока исковой давности приходится на день, объявленный нерабочим Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

Ответ:
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если последний день срока приходится на  нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом следует принимать во внимание, что из правила статьи 193 ГК РФ возможны исключения, когда из условий обязательства следует, что оно должно быть исполнено именно в выходной день или в определённый день вне зависимости от того, является он рабочим или нерабочим.

Нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации. Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введённые в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). Помимо этого, дополнительные ограничительные меры по передвижению по территории, определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается, могут вводиться на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239).

Равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев – такое исполнение полностью невозможно.

С учётом изложенного при отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (статья 401 ГК РФ) установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений ст. 193 ГК РФ не является.

Если в условиях распространения новой коронавирусной инфекции будут установлены обстоятельства непреодолимой силы по правилам пункта 3 статьи 401 ГК РФ, то необходимо учитывать, что наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). В этом случае должник не несет ответственности за просрочку исполнения обязательства, возникшую вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, а кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).

Если кредитор не отказался от договора, должник после отпадения обстоятельств непреодолимой силы применительно к пунктам 1, 2 статьи 314 ГК РФ обязан исполнить обязательство в разумный срок.

Аналогичным образом следует определять и момент окончания срока исковой давности при отсутствии предусмотренных статьей 202 ГК РФ оснований для его приостановления.

Правильно было бы разъяснить, что

а) сроки исполнения обязательства (если иное не указано в договоре) в связи с возникновением форс-мажорной невозможности исполнения обязательства для данного конкретного должника не переносятся по смыслу ст.193 ГК, кредитор вправе отказаться от договора, но не вправе взыскивать убытки, неустойку или применить иную меру ответственности;

б) при определения правомерности отказа с точки зрения п.4 ст.450.1 ГК, запрещающего злоупотребление правом на отказ от договора, и критерия существенности нарушения по п.2 ст.450 ГК следует принимать во внимание все обстоятельства, сопоставляя интересы кредитора в прекращении договора (в том числе объективную утрату им интереса к договору, отпадение цели сделки, длительность возникшей просрочки, нарастание некомпенсируемых по п.3 ст.401 ГК убытков и т.п.), с одной стороны, и извинительный характер нарушения и объективный интерес должника в сохранении договора, с другой;

в) при наличии в договоре условий о существенности просрочки, эти условия продолжают применяться, но с учетом конкретных обстоятельств отказ от договора со ссылкой на то, что просрочка достигла по своей продолжительности указанного в договоре критического уровня, может быть заблокирован по п.1 ст.10 и п.4 ст.450.1 ГК как злоупотребление правом, если установлено, что объективный баланс интересов сторон при формальном применении такого условия договора в свете форс-мажорного характера нарушения грубо нарушается.

Адвокат КГКА «Паритет» Толстикова М.А.

Адвокатской деятельностью признается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе ... физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Остались вопросы?
+7 (3522) 62 24 24
+7 (908) 007 24 24