Арбитражный суд Курганской области отказал во взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ указав, что отсутствие в Законе № 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчётности не свидетельствует о наличии у Управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) в 2019 году обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с юридического лица (заинтересованное лицо) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчётный период 2017 год.
Представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, рассмотрев материалы дела согласился с доводами представителя заинтересованного лица и пришел к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, Федерального закона от 19.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ.
Статьёй 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сроки камеральной проверки представленных страхователем сведений, сроки составления акта проверки и сроки обращения в суд за взысканием начисленных санкций в случае совершения страхователем правонарушения указанным нормативным актом не урегулированы в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения камеральной проверки - 3 месяца (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации), сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок - 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных статьёй 17 Закона № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с заинтересованного лица неуплаченных сумм санкций определяется исходя из совокупности сроков и включает в себя: 3 месяца со дня выявления правонарушения на составления акта проверки, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление возражений, 10 дней на вынесение решения, 10 дней на вступление в силу решения, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Исходя из положений статьи 11 Закона № 27-ФЗ заинтересованное лицо обязано было представить сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год не позднее 01.03.2018.
Вместе с тем сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год согласно акту о выявлении правонарушения представлены заинтересованным лицом в Управление в феврале 2019, то есть с нарушением установленного законом срока.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель (Управление) обнаружил совершенное заинтересованным лицом правонарушение в момент получения сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год – в феврале 2019. При этом, суд учитывает, что поскольку законом установлен конкретный срок предоставления названных сведений по форме СЗВ-СТАЖ, то правонарушение считается совершенным 02.03.2018, в этот же срок оно должно было и могло быть обнаружено Управлением.
Отсутствие в Законе № 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчётности не свидетельствует о наличии у Управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
Между тем акт о выявлении правонарушения, решение о привлечении к ответственности и требование об уплате финансовой санкции составлены соответственно в марте 2019, апреле 2019, мае 2019.
В связи с тем, что указанное выше требование заинтересованным лицом в добровольном порядке не было исполнено, Управление в июле 2019 обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с заинтересованного лица финансовых санкций в виде штрафа.
Арбитражным судом Курганской области тогда же выдан судебный приказ по делу, который отменен определением Арбитражного суда Курганской области в августе 2019 в связи с поступлением возражений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Курганской области с рассматриваемым заявлением.
Таким образом, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с заинтересованного лица финансовых санкций Управление обратилось в июле 2019 года, следовательно, за пределами установленного законом срока.
По мнению суда, то обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, составленным спустя более чем один год после совершения правонарушения, не является основанием для исчисления срока взыскания штрафа в судебном порядке ни с даты акта, ни с даты фактического принятия решения, поскольку свидетельствует о нарушении Управлением процессуальных сроков проведения проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций, поэтому решение составлено с нарушением срока, установленного статьёй 17 Закона № 27-ФЗ.
При этом суд учитывает пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в котором разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определённых действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечёт изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что на дату обращения Управления в суд (в июле 2019) с заявлением на взыскание с заинтересованного лица финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, срок, установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке, истек.
На основании изложенного, суд отказал в удовлетворении требования Управления о взыскании с заинтересованного лица финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ.
Адвокат КГКА «Паритет» А.А.Воробьев